Яндекс.Метрика

Просветительское



На Главную
     


Просветительское направление работы   

 
Архив статей просветительского направления работы - часть:  1,  2,  3,  4  5,  6



Дядя Гиляй в Орехово-Зуеве 

В 1882 году известный русский репортёр Владимир Алексеевич Гиляровский ещё был начинающим журналистом и работал в газете «Московский листок». Тайны репортерства он постигал в поездках по провинции, куда его посылала редакция для освещения различных событий.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-dyadya-gilyai-v-orehovo-zueve



МОРОЗОВЫ В ТАТАРСКОЙ ГЛУБИНКЕ 

О неожиданной находке морозовского раритета вдали от Орехово-Зуева поведал Действительный член Морозовского клуба Гамэр Баутдинов.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-morozovy-v-tatarskoi-glubinke



ДЕНЬ СПОРТА В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ. ГОД 1914-й. 

Газета «К спорту!», выпускавшаяся в Российской империи, печатает материал о том, что в Орехово-Зуеве летом активно проводились Дни спорта - рассказывает участник Морозовского клуба, краевед Александра Бирюкова.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-den-sporta-v-orehovo-zueve-god-1914-i



«МОРОЗОВЦЫ» - ГЕРОИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ 

1 августа 2019 года исполняется 105-лет с начала Первой мировой войны. Неожиданные данные того времени о знаменитой футбольной команде «Клуба Спорта Орехово», об участии «морозовцев» в военных действия открыла краевед Александра Бирюкова.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-morozovcy-geroi-pervoi-mirovoi



Мануфактура Викула Морозова: новые артефакты 

Автор книги «Мануфактура Викула Морозова» Александра Бирюкова рассказывает о новых находках, которые уточняют страницы истории текстильных фабрик Орехово-Зуева.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-manufaktura-vikula-morozova-novye-artefakty



ПАНОРАМА СЕЛА ОРЕХОВО 

Фотография, найденная в Орехово-Зуевском историко-краеведческом музее, позволила краеведу Александре Бирюковой определить авторство других известных фотографий села Орехово.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-panorama-sela-orehovo



АРХИТЕКТОР  БУГРОВСКИЙ  И  МОРОЗОВЫ 

Наш земляк, автор книги о династии Морозовых, профессор Гамэр Баутдинов рассказывает об архитекторе Михаиле Бугровском, который построил не одно здание для купеческих семей.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bugrovskii-i-morozovy



ВСТРЕЧА С ВНУКОМ  ОРЕХОВСКОГО КУПЦА 

Участники Морозовского клуба А. Бирюкова, А. Рябов и А. Столяров встретились с внуком купца Тимофея Голованова, который торговал гастрономическими, бакалейными и колбасными товарами в собственном доме на главной улице села Орехово. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-vstrecha-s-vnukom-orehovskogo-kupca



АРХИТЕКТОР БОНДАРЕНКО: КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСЕЯ МОРОЗОВА (окончание) 

Илья Евграфович Бондаренко, занимаясь храмозданием у староверов, интересовался разными аспектами жизни и быта своих заказчиков и купечества в целом. В своих мемуарах он посвятил им целые главы (например, «Старообрядцы» или «Московское купечество»). В отдельной главе Бондаренко рассказывает о таком увлечении купечества, как собирание коллекций – икон, книг, произведений искусства, народного творчества и т.д.. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bondarenko-kollekcii-alekseya-morozova



ДОМ, КОТОРОГО УЖЕ НЕТ В ТВОЕМ ГОРОДЕ 

  О зданиях,  которые создавали колорит нашего города, но ушли в небытие рассказывает краевед, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-dom-kotorogo-uzhe-net-v-tvoem-gorode


РЕДКОЕ ГОРОДСКОЕ ФОТО 

Не часто сейчас можно найти «новые» фотографии известных в городе зданий. Мы привыкли к видам исторических строений в Орехово-Зуеве. Тем более интересно, когда находится мало кому известное фото, позволяющее по-новому взглянуть и на само здание и на прилегающую территорию, каким это было много лет назад. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-redkoe-gorodskoe-foto



Тайна морозовского «саркофага» раскрыта! 

В конце прошлого года на сайте Морозовского клуба была помещена фотография странной башни на территории бывшей Бумагопрядильной фабрики №2 (до 1917 года - Викулы Морозова) https://vk.com/@morozov_club_oz-sarkofag-vremen-morozovyh. Назначение её было непонятно. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-taina-morozovskogo-sarkofaga-raskryta



МОРОЗОВЫ В ЭРМИТАЖЕ 

21.06.2019г. в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», где будут представлены художественные произведения из коллекций Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранные Иваном и Михаилом Морозовыми. Осенью эта выставка переедет в Москву. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-morozovy-v-ermitazhe



ГДЕ В ОРЕХОВО-ЗУЕВЕ «ТРЕТЬЯ БУДКА»? 

Исследователь истории родного Орехово-Зуева участник Морозовского клуба Александра Бирюкова даёт свои объяснения старых полузабытых названий отдельных частей города. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-gde-v-orehovo-zueve-tretya-budka



АРХИТЕКТОР ИЛЬЯ БОНДАРЕНКО: ХРАМЫ В БОГОРОДСКЕ И ЗУЕВЕ 

(Продолжение рассказа Г. Баутдинова о сотрудничестве архитектора И.Бондаренко с Морозовыми. Начало см. https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bondarenko-o-morozovyh, а также https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-ilya-bondarenko-hram-vikulovichei).  
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-ilya-bondarenko-hramy-v-bogorodske-i-zueve



Рабочий Театр-Студия в Орехово-Зуеве: 100 лет со дня открытия 

Орехово-Зуево славится своими театральными традициями еще со времен Морозовых. Об истории театрального движения в вотчине Морозовых рассказывает в прошлом директор Зимнего театра, участник Морозовского клуба Александра Бирюкова. 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-rabochii-teatr-studiya-v-orehovo-zueve-100-let-so-dnya-otkry



АРХИТЕКТОР  ИЛЬЯ  БОНДАРЕНКО:  ХРАМ ВИКУЛОВИЧЕЙ 

Об архитекторе И.Бондаренко, много построившем для семьи Морозовых, продолжает рассказывать Действительный член Морозовского клуба, профессор Гамэр Баутдинов (первая статья здесь https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bondarenko-o-morozovyh). 
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-ilya-bondarenko-hram-vikulovichei



АРХИТЕКТОР БОНДАРЕНКО О МОРОЗОВЫХ 

В Москве состоялась презентация мемуаров в двух книгах архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко (1870–1947). В своих мемуарах, изданных под заголовком «Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления», И.Е. Бондаренко значительное место уделяет своим заказчикам, в первую очередь, купцам-старообрядцам, в том числе, конечно же, и Морозовым.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bondarenko-o-morozovyh



ПЯТЫЙ ТЕАТР САВВЫ МОРОЗОВА 

Была прекрасная легенда о Зимнем театре в Орехово-Зуеве, который первоначально Савва Морозов хотел построить в Санкт-Петербурге. Но в один миг, с появлением нового архивного документа, эта легенда рухнула.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-pyatyi-teatr-savvy-morozova



НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СЕНСАЦИЯ 

В апреле на экскурсии по Москве группа участников Морозовского клуба обнаружила в оформлении Большого Каменного моста изображение памятника Борцам революции, который установлен в Орехово-Зуево во Дворе Стачки. Сенсация!?
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-nesostoyavshayasya-sensaciya



ПАВЛОВОПОСАДСКАЯ  ПЛАТОЧНАЯ  МАНУФАКТУРА 

24 апреля члены Морозовского клуба совершили экскурсию (организовал А.Морозов) в соседний Павловский Посад на знаменитую платочную мануфактуру. Датой основания ткацкого производства здесь считают 1795 год.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-pavlovoposadskaya-platochnaya-manufaktura



В ПОДВАЛАХ МАЛЮТЫ СКУРАТОВА 

По приглашению Центра краеведения Института наследия им. Д.С.Лихачёва члены Морозовского клуба 18 апреля 2019г. участвовали в Днях культурного наследия Москвы.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-v-podvalah-maluty-skuratova



НОВЫЙ «ВЕСТНИК МОРОЗОВСКОГО КЛУБА» 

26 марта 2019г. увидел свет второй сборник статей «Вестник Морозовского клуба» под названием «ГОРОДСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ КРАЕВЕДОВ».
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-novyi-vestnik-morozovskogo-kluba


МОРОЗОВСКИЕ ФАБРИКИ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА 

В журнале «Неделя» 1886 года помещена корреспонденция под заголовком «Фабрика Морозовых в Орехово-Зуеве» и помечено: «письмо из провинции». Автор, который, к сожалению, не указан, живым языком и не без юмора описывает своё посещение Орехово-Зуева через год после Морозовской стачки.
 
   Полный текст статьи расположен по адресу: https://vk.com/@morozov_club_oz-morozovskie-fabriki-glazami-ochevidca


КНЯЖИЙ ДВОР 

     В конце января 2019 года члены Совета Морозовского клуба А.Рябов и А.Столяров откликнулись на приглашение руководителя ПО «Берег» В.Ковшутина посетить «Княжий Двор», что в посёлке Большие Дворы. И прямо скажем, не пожалели!

 
«Княжий Двор» – это музейно-выставочный комплекс, который занимает обширную территорию и десяток крупных и мелких зданий в центре посёлка Большие Дворы. Комплекс сконцентрирован на площади перед объединением «Берег», которое выпускает оборудование для пожаротушения. И это не случайно, потому, что многие годы именно руководитель «Берега» Владимир Ковшутин не жалеет сил и средств для музейного дела. 
     Результаты впечатляют! Такому музейно-выставочному комплексу посёлка с населением всего-то 5 тысяч человек завидуют жители крупных городов. Не случайно, на многочисленные мероприятия (праздник «Русского холодца», фестиваль «ЯйцеФест», мастер-классы и многое другое) сюда любят приезжать москвичи  
         Об этом трудно рассказать словами, поэтому гости договорились, что в мае Морозовский клуб сделает выездное заседание в «Княжий Двор», чтобы можно было своими глазами увидеть и «Охотничий домик», и «Экоферму», и Дом культуры времён 50-х годов прошлого века.

     А кому не терпится сейчас посмотреть всё это – поезжайте. Вас ждут и всё расскажут и покажут гостеприимные «большедворяне» или «большедворцы».

А.Стасов, фото автора      


ПЛАСТИКА ФАРФОРА В СОБРАНИИ А.В.МОРОЗОВА 

     Спустя ровно 100 лет, после национализации коллекции фарфора, керамики и стекла принадлежащей Алексею Викуловичу Морозову, 24 января 2019 года в государственном «Музее-усадьбе Кусково» открылась выставка, названная его именем. Подробно о содержании выставки мы публиковали ВКонтакте  https://vk.com/@morozov_club_oz-kollekciya-av-morozova-v-muzee-kuskovo. Почётными гостями на открытии выставки были члены Морозовского клуба Г.Баутдинов, А.Болдин, М.Смольянинова и А.Столяров. 

     
23 мая 1919 года «Комиссия по приёмке национализированного собрания» после описи 2372 предметов фарфора и керамики « … обсудила вопрос о возможности открытия этого собрания для осмотра публикой…» и рекомендовала коллекцию к открытому показу. 
     Интересно отметить, что бывший владелец коллекции А.В.Морозов при этом не затаил обиду и не уехал за границу, а написал заявление с просьбой принять его на работу помощником хранителя созданного музея. «Отдел по делам Музеев и охраны памятников искусства и старины» так и сделал, определив бывшему миллионеру скромный оклад в 1220 рублей.
    Всё это посетители выставки могли почерпнуть из представленных исторических документов.
     Председатель Морозовского клуба А.Столяров приветствовал собравшихся от имени жителей Орехово-Зуева – родового гнезда Морозовых и передал организаторам музея современный образец керамики. На предмете изображён силуэт морозовских фабрик, портрет Саввы Морозова и его фраза: «Талантлив наш народ изумительно. Удивительная талантливость всегда выручала, выручает и выручит нас…, 1896г.».
    Профессор Г.Баутдинов после выступления подарил музею свою книгу о всех четырёх ветвях промышленников Морозовых «Морозовы: предприниматели и благотворители». А потомок Морозовых, Марина Смольянинова рассказала о масштабной благотворительной деятельности своих предков.
   
    Представленная выставка никого не оставит равнодушным: и знатоков фарфора и тех, кто только знакомится с этой сферой искусства. Рекомендуем её посетить. Она продлится до октября. Фотоотчёт о выставке публикуем здесь https://vk.com/album-173408383_262483408.
    А для того, чтобы насладиться ещё и окружающей музей природой, лучше приезжать сюда летом или в начале осени. Кроме того, откроем маленький секрет: как нам сказали, по средам вход на выставку бесплатный.
Желаем приятных впечатлений!
А.Стасов    
Фото автора и А.Болдина    


КОЛЛЕКЦИЯ А.В. МОРОЗОВА БУДЕТ ОТКРЫТА ПОСЕТИТЕЛЯМ 


     В Большой каменной оранжерее музея-усадьбы «Кусково» 25 января откроется выставка «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». Государственным музеем керамики члены Морозовского клуба приглашены на торжественное открытие выставки 24 января. 

     
Спустя 100 лет после национализации коллекций русского искусства московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857-1934), музей впервые обратился к выставочному проекту, призванному отдать дань одному из выдающихся деятелей отечественной культуры. Его имя долгое время оставалось «в тени» известных меценатов Морозовых и заслуги его в художественной истории России до сих пор не получили достойной оценки.
     Выставка впервые представляет в максимальном объеме основные разделы «фарфорового» собрания А.В. Морозова – русский фарфор, керамику и стекло. Именно они стали основой Государственного музея керамики, в 1932 году переведенного в усадьбу Кусково. В 1920-1930-е годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Викуловича до сих пор остается самым крупным из них и является фондообразующим для музея.
     На выставке экспонируются фото- и графические изображения А.В.Морозова, архивные документы, связанные с национализацией коллекции и деятельностью Алексея Викуловича на первых этапах создания музея. Особый интерес представляют выдержки из его дневника и одна из книг научного описания коллекции, составленного им самим.

     Самый большой раздел выставки посвящен собранию русского фарфора, которое сам владелец охарактеризовал «выдающимся по полноте и историко-бытовому значению». Эта часть экспозиции представляет широчайшую ретроспективу русского фарфора XVIII – ХIХ веков в собрании Морозова: первоклассные произведения Императорского завода, фарфор всех крупнейших частных заводов – Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, редкие изделия малоизвестных фабрик. Интересен коллекционный подбор фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века.
  
    Не менее художественно ценны и разнообразны собрания керамики и стекла А.В.Морозова. В экспозиции представлены редкие образцы фаянсовой и майоликовой скульптуры, произведения Императорского Киево-Межигорского фаянсового завода и лучших частных заводов: Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева.
    Небольшая коллекция русского стекла довольно полно представляет ключевые для истории стекла темы и охватывает временной период с середины XVIII до начала ХХ века.
     Дополняют собрание русского стекла А.В.Морозова несколько предметов, относящихся к образцам зарубежного стеклоделия, среди которых выделяются швейцарские кабинетные витражи конца XVI – первой четверти XVII века – несомненные раритеты не только коллекции А.В.Морозова, но и российских музейных собраний.

 Членам Морозовского клуба, желающим участвовать в открытии выставки 24 января в составе группы, необходимо сообщить об этом председателю клуба А.Столярову.

Использованы материалы сайта «Музея-усадьбы «Кусково»    


МОДЕРН ГАЛЕЦКОГО В ГОРОДИЩАХ

     18 января 2019 года участники Морозовского клуба А.Морозов и А.Бирюкова организовали экскурсию в Городищи к детищу московского архитектора А. А. Галецкого. В Орехово-Зуеве он известен как автор проектов Зимнего театра и комплекса морозовской, а ныне 1-ой городской больницы. В экскурсии участвовали музейные работники Орехово-Зуева и поселка Городищи, а также краеведы Владимирской области. 

     
По инициативе Саввы Тимофеевича Морозова архитектором А.А.Галецким недалеко от станции Усад в 1904 году был построен санаторий для легочных больных на 20 человек в сосновой роще, называемой Марьиной.
    Такой санаторий был необходим для морозовских фабрик. Высокая температура, высокая влажность воздуха в фабричных помещениях, плохое питание приводили к высокому проценту заболеваемости «чахоткой» (туберкулез легких). Таких больных лечили в морозовской больнице, но им после лечения требовалось и оздоровление именно в подобном лесном месте.
    Санаторий был небольшой: двухэтажный жилой корпус из красного кирпича с обрамлением окон и дверей белой штукатуркой, с модерновым завершением выступающей части фасада, деревянные одноэтажные флигель и домик-кухня с квартирой смотрителя были выстроены в ряд. Они-то и сохранились до наших дней, правда не все в первоначальном виде. Погреба, навесы, баня-прачечная, санаторные коровники не сохранились. Как видите, все необходимое для жилья и здорового питания было на территории санатория, а для прогулок – сосновый лес и искусственно высаженная липовая аллея, которая стоит и сейчас, а она видела, может быть, и Савву Тимофеевича.
     А.А. Галецкий – поклонник архитектора Ф.О. Шехтеля, который с конца 90-ых годов XIX века работал в стиле «модерн».
  
  Поэтому и санаторий тоже выстроен в этом стиле. Нужно добавить, что на крыше главного здания было «железное украшение», как записано в смете морозовских построек на 1903/04 год. Железное украшение не сохранилось, но замечательно сохранились железные украшения, которые одновременно и являются элементами, поддерживающими скаты крыши главного здания, а на их продолжении держится и такое же ограждение крыши. Думаю, что выполнено оно было из таких же «труб». 
    Лестница внутри главного здания – чугунная, столбики ограждения лестницы и форма деревянных перил совершенно идентичны таким же в Зимнем театре, однако, вертикальная часть ступенек отличается – она ажурная, что впервые мною встречено в постройках этой ветви Морозовых.
     Санаторий должен был строиться за счет Главной конторы, согласно приведенной смете - это 36920 рублей. Но, оказалось, что эта смета №916 – постройка санатория при станции Усад – была превышена и осуществлена за счет благотворительных сумм Марии Федоровны Морозовой. Это она пожертвовала свои собственные деньги в сумме чуть больше 50,5 тысяч рублей на постройку и оборудование санатория.
      Как пишет И.В. Поткина в монографии «На Олимпе делового успеха…», для выполнения канализационных и водопроводных работ были приглашены специалисты технического отдела Торгово-промышленного Товарищества «Мюр и Мерилиз».
    Первыми обитателями санатория в конце 1904 года стали больные и раненые воины, привезенные Особым комитетом великой княгини Елизаветы Федоровны с Дальнего Востока (в это время шла русско-японская война). Расходы по их содержанию и лечению брала на себя морозовская фирма.
    После этого, конечно, санаторий использовался для излечения собственных легочных больных. Однако, в 1914 году известны случаи, когда Ф.Г. Карпов, директор Товарищества Никольской мануфактуры, отправлял за свои деньги раненых солдат из больницы на долечивание в санаторий, приобретая для них «билеты со станции Орехово до станции Усад». Полагаю, что, так было и в другие годы Первой мировой войны.
    В поселке Городищи название рощи известно только 1-2 краеведам. Возможно, это говорит о том, что название «Марьина роща» не было историческим, а возникло после постройки санатория в память о жертвовательнице.

А. Бирюкова    
Заслуженный работник культуры МО    


ОБЫСК БРАЧНЫЙ

     Перед свадьбой до 1917 года в России, вступающих в брак, подвергали обыску! В результате составлялся письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака, который назывался О́БЫСК БРА́ЧНЫЙ.  

     Брачные обыски заносились в церковные книги, которые велись при храмах с XVI века вплоть до отделения Русской Православной Церкви от государства вскоре после революции. Многие церковные книги находятся в архивах и в них есть также записи о браках.
     В «Сборнике духовных и гражданский законов по делам брачным и о законности рождения» (от 1899 года), составленном С.В.Калашниковым читаем: «Главнейшее доказательство события брака есть показание онаго в метрических книгах.»
     Ответственность за законность браков несли священно-церковно-служители, которые придерживались строгих правил, предписанных для совершения браков. Служители церкви должен был убедится что :
  - желающие вступить в брак знают молитву Господню («Отче наш»), символ веры и десять заповедей;
  - совершеннолетние, с предоставлением справки из метрической книги или из книги записей о рождении;
  - если жених или невеста из другого прихода, нужно свидетельство их духовника, которое прилагается к обыску;
  - ещё много разных условий.

     Обязательной частью БРАЧНОГО ОБЫСКА были:
  - звание и состояние;
  - место жительства;
  - возраст;
  - отсутствие плотского и духовного родства и свойства;
  - семейное положение;
  - взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей;
  - согласие родителей или опекунов.

      Однако старообрядческие церковные браки очень долгое время не признавались законными. О чём в «Сборнике духовных и гражданский законов…» написано: «*)Сожительство между раскольниками признается бракомъ лишь въ том случаЪ, если объ этом записано въ метрч. полицейскую книгу. По этому вступленiе, обратившагося въ православiе раскольника, въ бракъ, послЪ прежняго сожительства, съ лицомъ, принадлежащимъ къ расколу, если объ этом не записано въ книги, не признается вступленiем въ новый бракъ при существованiи прежняго (Р.К.Д.1882г.№2(Шашкова)».

Чтобы узаконить брак, дабы исключить сложности дальнейшего проживания и себе и жене и будущим детям, многим отцам семейств-старообрядцам приходилось идти на поклон в полицейские управления, и просить сделать запись в Полицейских книга о браках, или рождениях детей.
Один из образцов такого документа, где упоминается дочь Арсения Ивановича Морозова, находится в Метрической книге Рогожского кладбища:


          ОБЫСКЪ БРАЧНЫЙ № 12
(расшифровка текста максимально приближена к оригиналу)

     О желающихъ вступить въ бракъ оказалось следующее:
   1. Жених. Московскiй 1-й гильдiи купеческiй сынъ Николай Петровичъ Расторгуевъ.
   2. Невеста. дочь Потомственнаго Почетнаго Гражданина Арсенiя Ивановича Морозова, Глафира Арсенiевна Морозова
Оба старообрядцы, приемлющие священство, и прихожане старообрядческаго Рогожскаго БогадЪеленнаго Дома съ давняго времени. 3. Возраст къ супружеству имЪеютъ совершенный, а именно женихъ двадцать три, - невъста двадцать летъ, и оба находятся въ здравомъ умЪ. 4. Родства между ними духовнаго или плотскаго родства и свойства, возбраняюшаго по установленiю св. Церкви бракъ ни какого нЪтъ. 5. Женихъ, холост а невъста дъвица. 6. Къ бракосочетанiю приступаютъ они по своему взаимному согласiю и желанiю, а не по принужденiю, и нато имЪютъ отъ кого слЪдуетъ позволенiе. 7. Препятствiя къ сему браку ни какого ни къмъ необьявлено. 8. Для удостовЪренiя безпрепятственности сего брака, представляются документы. 9. По сему бракосочетаниiу означенныхъ лицъ предположено совершить сего 1894года Февраля 9 числа въ узаконенное время, при посторонниъ свидЪтеляхъ. 10. Что все показанное здЪсь о женихъ и невЪстъ справедливо въ томъ удостовЪряютъ какъ они сами, такъ и по каждомъ поручители, съ тЪмъ что если что окажется ложнымъ, по подписавшiеся, повинны за то суду по правиламъ церковнымх и по законамъ гражданкимъ.

     Жених Николай Петров Расторгуев
     НевЪста Глафира Арсенiевна Морозова

     Поручители по женихъ: Московский купец Иван Алексеевич Пуговкин
     Одесский купец Варфоломей Алексеев? неразборчиво
     Поручители по невъсте: Московский 1 гильдии купеческий сын Константин Макарович Соловьев?
     Потомственный почетный гражданин Павел Селиверстович Царский?

 
Г. Карпова,     
член Морозовского клуба     
пр


КОГДА ЖЕ РОДИЛСЯ САВВА МОРОЗОВ?

     В усыпальнице Морозовых на Рогожском кладбище на могильной плите Саввы Тимофеевича Морозова выбиты даты его жизни «1861-1905». При этом официально известно, что он родился 3 февраля 1862 года. Как же так?  

     «19 апреля 1874 года был издан Закон о браках раскольников. Старообрядцам было разрешено совершать браки гражданским порядком через регистрацию в особых метрических книгах при полицейских правлениях. Дети, родившиеся от старообрядческих браков, благодаря этому становились законными» (цитируется по книге Е.Н. Маслова «Власть и общество. Уездная полиция в контексте имперской истории России»).
    Эти записи в метрических книгах могут помочь в раскрытии многих еще неизвестных фактов, а также исправить недостоверные сведения.
   И вот новая находка: в московском архиве обнаружена «Выпись из метрической книги Пристава Мясницкой части Московской Городской Полиции от 2 марта 1876 года». В этот день Потомственный Почетный гражданин, Мануфактур-советник Тимофей Саввич и его жена Мария Федоровна Морозовы явились к Приставу Мясницкой части и представили засвидетельствованную копию их семейного списка из Богородской городской Управы от 15 ноября 1875 года.

    Они заявили, что от их брака по расколу, который был показан в X народной переписи, родились у них дети: дочь Юлия 1858 года 20 июня, сын Савва 1862 года 3 февраля, сын Сергей 1863 года 28 июля. Далее идут слова: «Все, показанное здесь нами, справедливо, удостоверяем своими подписями» и подписи Т.С. и М.Ф. Заявление было сделано при свидетелях, которые также ручались своими подписями в истине о рождении детей. Свидетелями были гвардии ротмистр Федор Федорович Пантелеев и Потомственный Почетный гражданин Николай Павлович Рогожин. Всю запись заверил Пристав Мясницкой части Шидловский.

   
Таким образом, сами родители свидетельствуют, что Савва Тимофеевич родился в 1862 году и это должно снять вопрос о его годе рождения. Также, как и вопрос о годе рождения Сергея Тимофеевича: 1863. Кстати, в свидетельстве о приписке к призывному участку Саввы Тимофеевича также значится 1862 год рождения, как и в свидетельствах о приписке к призывному участку и из университета у Сергея Морозова - 1863.



    Как же объяснить появление надписи на могиле Рогожского кладбища «Здесь погребено тело Саввы Тимофеевича Морозова. 1861–1905»? Говорят, что Мария Федоровна в 1905 году не могла ошибиться в годе рождения своего сына, но еще меньше они с мужем могли ошибиться в 1876 году! Может быть, в данном случае счет жизни начинался с момента зачатия ребенка?
   Догадки остаются догадками, но ещё один найденный официальный документ «Выпись из метрической книги Пристава Мясницкой части Московской Городской Полиции от 2 марта 1876 года» подтверждает дату рождения Саввы Тимофеевича Морозова именно 3 февраля 1862 года.
А.Бирюкова,  
участник Морозовского клуба   
21.11.18г   


Главная::Новости::Форум::Файловый архив::Гостевая книга::Карта сайта
free website clock бесплатные часы для сайта          Copyright ©     Общественная некоммерческая организация "Морозовский Клуб"     2013 - 2019     
Все права защищены.   При перепечатке ссылка на сайт МК обязательна.       АВТОРАМ !            Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS