Благотворительность



На Главную

Благотворительность 



БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КУПЦОВ МОРОЗОВЫХ

    На 1-м Международном кинофестивале имени Саввы Морозова, который проходил в Москве с 20 по 27 сентября 2015 года в рамках цикла мастер-классов с докладом в Рогожском культурном центре выступил председатель Морозовского клуба, к.э.н. Столяров А.С..

   На б0льшем протяжении 20-го века понятие «благотворительности» в социалистической России ушло из повседневного лексикона. Поэтому статью о благотворительности не лишне будет начать с энциклопедических определений этого общественного явления.

  1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА
   Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. (Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 г.)
   Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. (Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983).
   Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.) (Большой энциклопедический словарь, 2000 г.)
   Меценат Гай Цильнис, живший между 74 и 64 г. до н.э., был приближенным римского императора Августа. Он устраивал пиры и угощения для людей искусства, покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально.
  Покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным. Сейчас меценатством называется направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства.

   2. ИСТОРИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
  Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». Началом благотворительной деятельности в России можно считать 998 год – год крещения Руси. С принятием христианства в соответствии с одной из его основных заповедей «Возлюби ближнего своего, как самого себя» на Руси заговорили о призрении бедных, что находило свое отражение в раздаче милостыни.
  Киевский князь Владимир Святославович Уставом 996г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.
  Оказывал щедрую помощь неимущим. На свои пиры созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, заботясь о неспособных к передвижению, приказывал развозить еду на повозках.
   Деятельность русских благотворителей и меценатов в XVIII-XIX в.в. предопределялась государственной политикой, философией помощи, существовавшей в русском обществе.
  Петром I в 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», Основным источником финансирования всех учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.
  По велению царицы Екатерины II в 1775г. была основана система государственной помощи, включая бедных, нищих и сирот. К концу XIX века в России уже насчитывалось более 1000 благотворительных учреждений и организаций.
  Благотворительная деятельность государства создала основу и для частной инициативы благотворительного характера. Постепенно, по примеру царской семьи благотворительность в России стала весьма распространённым явлением среди богатых предприимчивых россиян.
   Что касается частной благотворительности, то в России активными благотворителями были не аристократы и интеллигенция, как в Западной Европе. В России XIX века сложилась иная экономическая основа для благотворительности.
   Дворяне после реформы 1861 года, сохранив своё богатство в форме недвижимости, не имели крупных денежных средств. Русская интеллигенция, проникнутая идеей милосердия, не могла реализовать её на практике, так как сама нуждалась в материальной помощи.
  Поэтому история благотворительности в России тесно связана с предпринимательской деятельностью богатых людей, а именно купечества. Побудительным мотивом российского купечества был инстинкт практической помощи нуждающимся. Благотворительность воспринималась купцами как богоугодное дело. Особую роль сыграла повышенная религиозность купеческого сословия, которая формировала желание обрести благодать в жизни вечной через добродетель в жизни земной. Щедрость российского купечества на благотворительность поражала современников.

  3. РАСЦВЕТ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В XIX ВЕКЕ.
  Говоря о благотворительности, надо понимать движущие силы этого явления. Мотивацию людей к занятию благотворительностью и меценатством можно определить четырьмя моментами:
  1) Религиозный мотив, который проявляется в проявлении человеколюбия к убогим и обездоленным и возведении православных храмов. На протяжении тысячелетней истории у русского народ формировалось отношение к богатству как следствию греховной жизни. Христос сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше там и будет и сердце ваше». И это стало для православных духовной основой для нестяжательства.
  Многие российские предприниматели строили храмы, в чём отражалась идея искупления за богатство, которое всегда связано с грехом.
  2) Личностный мотив позволяет человеку, занимающемуся благотворительностью утвердить себя как личность.
  3) Статусный мотив решает потребности человека продвижения себя в общественной иерархии. (Например, поощрения, награды, звания).
  4) Мемориальный мотив подразумевает творение добра для сохранения доброй памяти о себе в поколениях потомков и сограждан.
  Необходимо отметить, что в России частная благотворительность всегда являлась компенсацией неэффективной государственной модели. Благотворительность позволяла «штопать те социальные дыры», до которых у государства «не доходили руки». Понимая это, государство всегда поощряло благотворительную деятельность.
  В 60-80-е годы XIX века было образовано 70 % благотворительных обществ дореволюционной России, которые помогали развитию российского народа в новых исторических условиях. Так, в 1861-1870 гг. в России было создано 580 благотворительных заведений, в 1871-1880 гг. - 809 и т.д.
  С полным основанием можно сказать, что русские купцы и промышленники дали материальную основу для расцвета национальной культуры, который наблюдался в конце 19 – начале 20 века.
  Возрождение национальных русских форм в искусстве в то время, когда господствовали западноевропейские понятия о прекрасном, связано с меценатской деятельностью купцов. Строительство церквей в русском стиле, возрождение русской духовной живописи, поощрение мастеров, создававших произведения в национальном духе, в значительной степени осуществлялось на деньги русских предпринимателей. Русское купечество выполняло функции, которые в других странах лежали преимущественно на интеллигенции и образованном слое.

  4. КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ МОРОЗОВЫХ – ЯРКИЙ ПРИМЕР БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА В ИСТОРИИ РОССИИ.
  Передовые российские промышленники во второй половине XIX века стали комплексно подходить к организации деятельности своих предприятий. Невиданное до тех пор внимание стало уделяться созданию благоприятных условий жизни фабричных рабочих. Строились каменные казармы для проживания рабочих вместе с их семьями, возводились больницы, школы. Всё это было направлено на значительное улучшение труда и жизни работников промышленных предприятий. Такие разнообразные программы для персонала фабрик и их семей сейчас называют «социальной политикой». Но в то время этот термин не применялся, а сами предприниматели предпочитали называть созданные ими учреждения благотворительными.
  С приходом к управлению «Товариществом Никольской мануфактуры» Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуево начались социальные преобразования, которые позволили улучшить условия труда и жизни рабочих. Отношения между рабочими и предпринимателями после Морозовской стачки 1885 года стали перестраиваться. Это позволило на 20 лет сохранить социальное согласие и стабильную работу текстильных фабрик.
  По настоянию Саввы Морозова на Никольской мануфактуре в условия труда рабочих были внесены значительные изменения:
  • отменена ночная работа женщин и детей до 12 лет;
  • дневной труд подростков с 12 лет ограничен 8 часами;
  • введена оплата отсутствия на работе беременных работниц до 40 дней и оплачиваемый отпуск после родов 15 дней;
  • для ухода за ребёнком работнице предоставлялись дополнительные часы отдыха в рабочее время;
  • вместо 12-часового рабочего дня введён 10-часовой (правление не согласилось с Саввой Морозовым, который требовал введения 8-часового рабочего дня);
  • введены пенсии по старости кадровым рабочим, проработавшим на фабрике 10 лет. Другим направлением социальной политики Морозовых стало обеспечение бесплатным жильем своих рабочих и служащих. В начале ХХ в. Никольская мануфактура, которой руководил С.Т.Морозов, располагала 30 казармами, в которых проживало в общей сложности 14 441 человек (данные на 1906 г). При этом подавляющее большинство каморок отводилось для одной семьи (91,1%).
  Построенная в Орехово-Зуеве и оборудованная по последнему слову медицинской техники больница (сейчас 1-я городская) была признана лучшей в Европе. Неработающие члены семейств получали здесь врачебную помощь безвозмездно наравне с рабочими. Все больные находились на бесплатном порционном питании. На особом счету находилось родильное отделение, которое получало усиленное питание.
  В целях создания условий для здорового образа жизни рабочих и культурного их развития С.Т. Морозов организовал в Орехово-Зуево одно из первых в России общество трезвости, первый непрофессиональный оркестр, а также хор из рабочих и служащих, театральную труппу.
  Савва построил в России три общедоступных театра, два из них в Орехово-Зуеве. Летний двухэтажный театр (не сохранился) располагался в парке народных гуляний (сейчас «Парк 1 мая») и пользовался большой популярностью у семей рабочих. В местечке Никольском были организованы две библиотеки: одна общественная, другая – в Никольском училище. Обе библиотеки предоставляли книги для чтения бесплатно.
  Вся эта деятельность С.Т.Морозова заслужила высокую оценку современников. Владимирский жандармский полковник Н.И. Воронов в своих очерках писал: «Лучше других обставлена жизнь рабочих на фабриках Саввы Морозова. Рабочие пользуются здоровыми удобными квартирами, помещения устроены образцово, удовлетворяют необходимыми гигиеническими условиями, также и самые фабрики, где рабочие проводят полжизни».
  Как меценат и филантроп С.Т.Морозов в полной мере проявил себя в столице России, Москве. Он помогал и отдельным лицам и организациям. Пожертвования были всегда значительными: несколько десятков тысяч рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, 10 тыс. рублей «на «дело призрения душевнобольных в Москве».
  Культурные начинания Савва Морозов поддерживал исходя из своих взглядов. Так на Музей изящных искусств Морозов не пожертвовал ни копейки. Страстно любил театр и часто просил сохранять свои пожертвования в тайне. Так было в начале 90-х гг. 19 века, когда он предоставил средства Московскому частному театру. «Понимаете, - говорил он – коммерция руководствуется собственным катехизисом. И поэтому я буду просить Вас и Ваших товарищей ничего обо мне не говорить».
  Всем известна помощь С.Т.Морозова Московскому художественному театру, которому он не только передал в общей сложности около полумиллиона рублей, но был и организатором и душой команды создателей этого театра. Решал многие производственные проблемы, отдавал во время строительства всё своё свободное время и даже жил в строящемся театре.

  Широко известна среди современников своей благотворительностью была мать Саввы Морозова – М.Ф. Морозова (урожд. Симонова). Глубокая религиозность в сочетании с огромными финансовыми возможностями позволили Марии Фёдоровне Морозовой в течение десятилетий ежегодно раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. По свидетельству современников, «...в Москве нет ни одного общественно-просветительного или благотворительного учреждения, которое не пользовалось бы от нее крупными пожертвованиями». В своем доме в Трехсвятительском переулке она устроила храм во имя св. апостола Тимофея. Каждую субботу и воскресенье и в праздничные дни там совершались богослужения, на которых неукоснительно присутствовала Мария Федоровна.
  Широта и щедрость М.Ф. Морозовой поражала даже известных московских купцов-меценатов. Так, например, после смерти Тимофея Саввича в память его она пожертвовала Рогожскому кладбищу 100 тысяч рублей (на колокольню, архиерейский дом, богадельню, училище, ремонт храма). Еще более значительные суммы М.Ф. Морозова передала на церковно-благотворительные цели по завещанию.

  В день похорон Марии Федоровны, согласно ее предсмертной воле и в соответствии с православными обычаями, были сделаны благотворительные раздачи бедным денег и пищи, включая оплаченные обеды в день похорон на тысячу человек в двух московских бесплатных столовых. Деньги (приблизительно в размере дневного заработка) и «харчи на поминовение» получили более 26 тыс. рабочих морозовских фабрик... Морозовы – миллионеры, меценаты, общественные деятели…
    Многие из них стали образцами активной благотворительной деятельности в самых разных областях культуры. Алексей Викулович создал Музей фарфора, Иван Абрамович собирал импрессионистов (ныне коллекция Пушкинского музея), Михаил Абрамович спонсировал Греческий зал ГМИИ, был директором Русского музыкального общества; Варвара Алексеевна создала библиотеку читальню им. Тургенева, Сергей Тимофеевич — музей кустарного искусства, Известны также многочисленные «морозовские» больницы и школы построенные в Москве, Орехово-Зуеве, Твери, Богородске.

 
     5. СИТУАЦИЯ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ УЛУЧШЕНИЯ.

  Настоящий современный этап развития благотворительности насчитывает не более 2-х десятков лет. Мы видим, что о восстановлении российской благотворительности в её традиционном для дореволюционной России виде говорить не приходится.
  В основе традиционной благотворительности лежали эмоции – влечение сердца, сострадание, сознание греха, страх божьего суда и т.д. Сейчас многое из перечисленного в структуре личности современных людей или вычеркнуто, или значительно изменилось. Религиозный мотив, который ранее доминировал, в настоящее время часто является лишь внешним антуражем других мотивов. Он часто используется в ПР-политике для достижения определённого статуса.
  В современной российской благотворительности именно статусный мотив занимает лидирующие позиции. «Благотворительная деятельность» становится обязательным условием прохождения во властные структуры. И здесь есть отличия от действия статусного мотива в дореволюционной России.
 
 

  Ранее благотворительной деятельностью занимался человек, уже достигший определённого социального статуса. Своими действиями он просто укреплял его и стремился реализовать мемориальный мотив. В настоящее время практичный россиянин использует благотворительность как инструмент для занятия статусной позиции и карьерного роста.
    К сожалению, российское государство не смогло обеспечить справедливое распределение советского экономического наследия между гражданами страны. Поэтому оно должно создать экономические и политические предпосылки для добровольной мотивации имущих сословий на решение социальных проблем общества. Определённая работа в этом направлении ведётся.
  
По данным газеты «Государственная дума» около 2/3 коммерческих структур сейчас занимаются корпоративной благотворительностью. В основном это представители малого и среднего бизнеса, которые, по определению, ближе к народу. Но эффективным инструментом сглаживания чудовищного расслоения нашего общества корпоративная благотворительность ещё не стала.

   Надо отметить, что законодательная база всех уровней власти не достаточно разработана, чтобы учитывать все мотивы участия граждан в благотворительной деятельности и мало поощряет к ней. В идеале надо стремиться к такой модели, при которой от оказания благотворительной помощи выигрывали бы все слои общества
 

    Таким образом, как показывает научное исследование, для эффективного развития благотворительности в стране существует несколько серьезных препятствий. Главные из них:
   1. неблагоприятная для благотворителей и благополучателей система налогообложения;
   2. недоверчивое, часто негативное отношение к благотворительности и ее представителям со стороны российского общества.
    Для создания благоприятных условий для развития филантропии в России необходимо:
   - совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере благотворительности;
   - введение благоприятного налогового режима для доноров и получателей благотворительных средств;
   - обеспечение гарантий прав собственности и создание условий для развития предпринимательства;
   - повышение открытости и прозрачности донорских структур для общества и власти
   - формирование культуры благотворительности, этических стандартов, высокого профессионализма и ответственности доноров;
   - формирование позитивного отношения к филантропической деятельности и институтам филантропии;
   - формирование системы государственного поощрения.


ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

     21 мая 2014г. в городе Павловский Посад состоялась научно-практическая конференция «Социальная ответственность бизнеса: исторический аспект». По приглашению Восточной межрайонной Торгово-промышленной палаты Московской области в ней принял участие и выступил с докладом «Традиции российской благотворительности на примере купцов Морозовых» доцент МГОГИ, к.э.н., председатель Морозовского клуба А.С.Столяров


ДК Павлово-Покровский


 Приветствие Главы г. Павловский Посад Бунина В.В.


Участники конференции
     Конференция была организована Восточной межрайонной Торгово-промышленной палатой Московской области и филиалом Российского государственного социального университета. Открыл конференцию Глава г.о. Павловский Посад Бунин Владимир Васильевич, чьё выступление определило высокий уровень мероприятия.
   На конференции с докладами выступили представители вузов, музеев, религиозных и общественных организаций.
   В своём докладе «Традиции российской благотворительности на примере купцов Морозовых» председатель общественной некоммерческой организации «Морозовский клуб» Столяров А.С. выделил основные причины широкого распространения в дореволюционной России благотворительности и меценатства.
   На примере наших земляков, купцов Морозовых Андрей Станиславович показал, что в прошлом богатые люди России на свою деятельность смотрели не только, как на источник наживы, но как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Такое отношение к богатству культивировалось из поколения в поколение. Сохранение и приумножение богатства (имущества) поощрялось. Однако праведно полученным богатством считалось то, которое было нажито честным и кропотливым трудом. При этом осуждалось упование на богатство как главную жизненную цель, ценность и силу.
   А.С.Столяров рассказал о работе, которая проводится в Морозовском клубе Орехово-Зуева по пропаганде лучших традиций российского предпринимательства. И это происходит благодаря поддержке предпринимательской ассоциации «Армия и Бизнес», которую возглавляет А.В.Рудь, известный многими социальными проектами.
  В заключении доклада А.С.Столяров зачитал итоги круглого стола «С.Т.Морозов: взгляд из прошлого в будущее», который 13 мая 2014 года проводился Морозовским клубом в Московском государственном областном гуманитарном институте. Преобладающим мнением на этом круглом столе стал вывод о том, что для появления новых морозовых и третьяковых необходимо наличие как минимум двух условий:
   1. Нравственная и духовная готовность бизнесменов творить благие дела для своих сограждан.
   2. Создание обществом (и государством, в первую очередь) благоприятной для этого среды.
   По окончании конференции её организаторами было вручено Столярову А.С. благодарственное письмо. Все участники смогли ознакомиться с уникальной экспозицией местного «Музея русского платка и шали».


                                                                                                      
  Выступает доцент А.С.Столяров                       Президент ВМ ТПП Смирнова М.А. (справа) и Столяров А.С. на конференции       Купцы Морозовы          Экспонат Музея русского платка   
 

        А. Стасов



ТВОРИ ДОБРО

    12 января в МУК «ДК на пл. Пушкина» состоялся благотворительный концерт «Открой сердце для добра». Концерт проводился в пользу тяжело болеющего 5-летнего Егора Рытова (диагноз – острый лимфобластный лейкоз).

   Необычайно оживленная атмосфера царила в этот воскресный день в Доме культуры – все с трепетом ждали начала концерта, а в вестибюле ДК уже стоял аквариум с воздушной золотой рыбкой, в который все желающие могли внести свой благотворительный взнос на лечения Егора.

   Все слова, сказанные со сцены в этот день, были обращены к зрителям, которые пришли, чтобы подарить радость и надежду людям, которые нуждаются во внимании и участии, к тем, кто пришел с желанием творить добро и не очерствел душой.

   Добрые слова прозвучали от настоятеля Крестовоздвиженского храма, протоиерея Андрея Зозули.


   Всех присутствующих со сцены поблагодарил председатель общественной некоммерческой организации «Морозовский клуб» Андрей Станиславович Столяров, который отметил, что меценатство и благотворительность в традициях нашего славного города еще со времен Саввы Морозова. И в настоящее время есть много людей, которые своей работой, своим творчеством и благими деяниями прославляют Орехово-Зуево. Андрей Столяров вручил общественную награду Почётный знак им. Саввы Морозова Заслуженному работнику культуры РФ, участнику народного коллектива вокального ансамбля «Фестиваль» Александру Ивановичу Ромашкину.


   В концерте приняли участие творческие силы Дома культуры: народный коллектив вокальный ансамбль «Фестиваль» (рук. В. Масловский), народный ансамбль «Девчата» (рук. Л. Тощева), образцовый ансамбль «Журавушка» (рук. В. Трубенкова), детский хор Собора Рождества Пресвятой Богородицы «Благая весть» (рук. И. Редька), народный хор «Русская песня» (рук. В. Жидяев), детская театральная студия «Начало» и многие другие.


  В финале мероприятия на сцену вышла директор ДК действительный член «Морозовского клуба» Руфина Николаевна Жеребцова. Она, держа за руку «ангела», поблагодарила за помощь всех присутствующих и передала собранную сумму средств маме Егора – Ольге Рытовой.



                 По материалам сайта ozmo.ru
Главная::Фотогалерея::Новости::Форум::Блог::Файловый архив::Гостевая книга::Карта сайта
free website clock бесплатные часы для сайта                                       Общественная некоммерческая организация "Морозовский Клуб"                                 Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS