Морозовский проект

Ода Морозовскому Содружеству (слова С. Столярова, музыка С. Гадаева)        


На Главную

МОРОЗОВСКИЙ ПРОЕКТ
широкомасштабная национальная программа подготовки кадров рыночного менталитета.


   Радикальные социально-экономические преобразования, возникшие в нашей стране в начале девяностых годов ХХ века, вызвали острую необходимость в переориентации наших людей на новый образ жизни, обретении ими новых социальных качеств и современных экономических знаний. Стремительные темпы приватизации, сверхбыстрое появление в России «класса» собственников значительно опередили процессы, происходящие на уровне сознания человека, превысили его адаптационные возможности.

   Лидирующая роль в процессах преобразований оказалась по преимуществу у людей, занявшихся торгово-посреднической и спекулятивной деятельностью. На первый план вышло обогащение как самоцель, обогащение любыми путями, с помощью любых средств. Противостоять наметившейся тенденции можно было только созданием условий, при которых возможно быстро возникнет масса предпринимателей, занимающихся малым и средним производящим бизнесом, с которым в наиболее развитых странах связана судьба 60-70 процентов населения.

   Необходимы были целенаправленные усилия по выявлению и подготовки той части общества, которая предрасположена к предпринимательской деятельности, по созданию благоприятных условий в части развития их начинаний и, особенно, вооружению знаниями основных закономерностей рыночной экономики. Вопрос встал об обучении через жизнь и для жизни, об обучении для дела и через дело в условиях переходного периода в развитии общества.

   Такое обучение должно быть непрерывным, многократным, сочетающимся с возможностями получения квалифицированных консультаций и разного рода поддержки по ходу ведения предпринимательской деятельности. Регионам были нужны учебно-деловые центры, способные оказывать весь комплекс услуг, необходимых предпринимателю и менеджеру, включая поддерживающее обучение.

   Все это создало предпосылки для зарождения «Морозовского проекта», названного так в честь выдающегося промышленника-предпринимателя, мецената и общественного деятеля всероссийского масштаба Саввы Тимофеевича Морозова, самого яркого представителя династии Морозовых, родиной которых была Орехово-Зуевская земля.

Рождение Морозовского проекта.


    «Морозовский проект» был инициирован в 1993 году Академией менеджмента и рынка (АМиР), которая первоначально объединила пять ведущих финансово-экономических вузов Москвы:
   1. Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова (РЭА).
   2. Государственный университет управления (ГУУ).
   3. Финансовую академию при Правительстве РФ (ФА).
   4. Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (РАГС).
   5. Институт молодежи (бывшая Высшая школа ЦК ВЛКСМ - ныне Московская гуманитарно-социальная академия).

   Позднее к ним присоединились еще два ведущих вуза:
   1.Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.
   2.Московский университет экономики, статистики и информатики

   К весне 1993 года многотрудный процесс формирования рыночного пространства в России стал необратимым, а возможности макроэкономического регулирования на федеральном уровне практически был исчерпан. Центр экономической активности сместился в регионы, в субъекты Российской Федерации.

   В этих условиях, с учетом развития малого предпринимательств, особую актуальность приобрела проблема массовой подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки предпринимательства непосредственно в регионах.

   В регионах ощущалась острая потребность в преподавателях высокой квалификации со сформированным рыночным менталитетом. По подсчетам специалистов, критическая масса профессионально подготовленных менеджеров, финансистов, предпринимателей должна была составлять, примерно, 3 миллиона человек. Нужны были новые масштабы и новая динамика.

   Так рождалась идея широкомасштабной подготовки кадров для рыночной экономики и поддержки предпринимательства в регионах России. Эта идея обсуждалась и утверждалась на, так называемых, «профессорских пятницах» весны-осени 1993 года.

   Профессорские пятницы вошли в память и душу их участников как особые творческие встречи профессоров и преподавателей ведущих вузов Москву. Высокой чести участвовать в этой творческой лаборатории был удостоен директор Орехово-Зуевского колледжа Столяров С.П. Причиной этому был один интересный и счастливый для Орехово-Зуева факт.

   Участвовать в реализации Морозовского проекта изъявляли желание более двухсот вузов со всей России. Спонсором по межправительственному соглашению о реализации Морозовского проекта было утверждено Агентство международного развития США. Генеральным директором Морозовского проекта был назначен профессор Бостонского университета Джордж Макгерн, который в марте 1993года в переполненном актовом зале Российской академии государственной службы при Президенте РФ провел большую пресс-конференцию о целях и задачах реализации Морозовского проекта в России. Он сказал, что на всей территории Российской Федерации планируется создать 100 учебно-деловых центров (УДЦ ), на базе которых подготовленные в Москве преподаватели будут в регионах обучать предпринимателей. Директор Орехово-Зуевского колледжа Столяров С.П., представившись кто он и откуда, задал вопрос:

   «Господин Джордж Макгерн, как Вы считаете, может ли быть полноценным Морозовский проект, если не будет создан Учебно-Деловой Центр в Орехово-Зуево, на родине Саввы Морозова?» Полный актовый зал взорвался дружным смехом. А профессор Джордж Макгерн с улыбкой сказал: «Господин Столяров, у Вас прекрасные маркетинговые способности. Мы это учтём».

   В результате такого диалога Орехово-Зуевский колледж путем экспертного опроса и тщательного анализа был утвержден в числе первых 10 пилотных учебно-деловых центров Морозовского проекта.

   На 10-тилетнем юбилее Морозовского проекта в своем докладе Президент Академии менеджмента и рынка профессор Грошев В. П. назвал Орехово-Зуевский Бизнес-Колледж и УДЦ « САВВА» среди десяти лучших, которых уже было создано 72 УДЦ на территории РФ.

   В приветственной телеграмме, частности, говорилось: «Сегодня Бизнес-Колледж и Учебно-деловой центр «САВВА» является одним из весьма авторитетных учебно-деловых центров делового образования Российской Федерации.

   Интеллектуальный заряд, передаваемый Вами студентам и слушателям, служит весомым доказательством способности Учебно-делового центра «САВВА» не только шагать в ногу со временем, но и быть на гребне решения важных социально- экономических проблем».


   Каждый месяц в течение двух дней шел неспешный обмен мнениями по всем основным направлениям развития рыночной экономики в России в условиях переходного периода. Так, на «профессорских пятницах» в бывшей усадьбе известных российских промышленников-предпринимателей Саввы и Викулы Морозовых (в пансионате профсоюзов) формировался творческий коллектив Академии менеджмента и рынка и Морозовского проекта, в структуру которых был включен Орехово-Зуевский колледж

   С этого момента развернулась активная деятельность по разработке собственно Морозовского проекта, в концепцию которого закладывалась необходимость создания в России критической массы предпринимателей в количестве трех миллионов, профессионально подготовленных и ориентированных на личную инициативу.

   Изначальными отличительными особенностями Морозовского проекта стали инновационность, системность, комплексность и масштабность.

   Главное состоит в том, что этот проект был рожден потребностями экономики России и основывался на российских традициях и служил целям России.

   Будучи негосударственной системой, Морозовский проект завоевал государственное, общественное и международное признание, стал заметной составляющей национальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, явлением национального масштаба, олицетворением того нового, что постепенно, шаг за шагом утверждалось в российской действительности.

   Наконец, возникновение и развитие Морозовского проекта надо рассматривать в контексте возрождения исторической преемственности лучших традиций российского цивилизованного предпринимательства, не потерявших свою актуальность и сегодня.

   Выдающийся промышленник-предприниматель Савва Тимофеевич Морозов на Всероссийской промышленной выставке 1896 года как председатель произнес речь, в которой были слова, прозвучавшие как завещание потомкам:

   «Я вижу Россию как огромное скопление потенциальной энергии, которой пора превращаться в кинетическую. Пора. Мы талантливы. Талантлив наш народ, эта изумительная талантливость всегда выручала, выручает и выручит нас».

Общая концепция Морозовского проекта


   За время функционирования Морозовского проекта его миссия и стратегические целевые установки оставались практически неизменными, а задачи и тактика периодически уточнялась и корректировалась.

   На начальном этапе развития проекта важно было привлечь наиболее квалифицированных и талантливых преподавателей, специалистов-практиков к разработке оригинальных образовательных программ, учебно-методических материалов и пособий. Надо было быстро войти в регионы, заявить о себе, своих намерениях и возможностях. Происходила адаптация Морозовского проекта к среде, а среда проникала в суть проекта.

   На следующем этапе вставала задача дать профессиональные знания в области рыночных дисциплин как можно большему количеству предпринимателей сферы малого бизнеса и управления.

   Далее создаются все необходимые условия для масштабного распространения опыта создания инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях, накопленного Академией менеджмента и рынка в рамках Морозовского проекта.

   Таким образом, сформировались основные характеристики Морозовского проекта: Миссия. Стратегические цели и задачи. Ресурсы. Механизм реализации проекта.

   Миссия проекта постоянна, ее суть: содействие экономическим и демократическим преобразованиям в России, ее интеграции в мировую экономику.

   Стратегические цели - в своей основе остаются неизменными: создание в регионах «критической кадровой массы» предпринимателей, менеджеров, управляющих всех уровней и сфер деятельности, способных эффективно действовать в условиях переходного периода и становления рыночных отношений.

   Стратегические задачи - уточняются и корректируются по ходу выполнения задач предыдущих этапов.

   Ресурсы - финансирование мероприятий Морозовского проекта осуществлялось по принципу «разделения затрат» на многосторонней основе как за счет коммерческой образовательной и консалтинговой деятельности Академии менеджмента и рынка, средств, зарабатываемых и привлекаемых учебно-деловыми центрами из местных источников, так и грантов от зарубежных фондов технической поддержки и, прежде всего, Агентства США по международному развитию (USAID).

   В ходе реализации Проекта во всех экономических районах России путем конкурсного отбора были выявлены организации, способные решать задачи Морозовского проекта, которые получили официальный статус учебно-делового центра (УДЦ). По Московской области такой статус получил УДЦ «САВВА», созданный на базе Орехово-Зуевского Бизнес-Колледжа.

Региональный УДЦ—основа Морозовского проекта.


   Региональный учебно-деловой центр Морозовского проекта — является базовой структурой Проекта, которая, как правило, не создавалась вновь, а возникала в результате отбора из числа организаций и учреждений, действующих в регионе и обладающих возможностью успешно решать региональные задачи с помощью Морозовского проекта.

   Центральной профессиональной задачей регионального центра являлось оказание предпринимателям и менеджерам (прежде всего из сферы среднего и малого бизнеса) следующих услуг:
   1. обучение по краткосрочным программам,
   2. бизнес-консультирование,
   3. информационная поддержка,
   4. продвижение инвестиционных проектов к финансированию и реализации,
   5. организационно-практическая поддержка малого бизнеса,
   6. участие в создании бизнес-инкубаторов.

Учебно-деловой центр «САВВА» - активный участник Морозовского проекта


   Активное деловое сотрудничество Орехово-Зуевского Бизнес-Колледжа с Академией менеджмента и рынка в реализации Морозовского проекта стало для нашего колледжа, как и для других его участников, поистине ренессансом, обеспечивающим нас новыми живительными силами целенаправленной практической деятельности в сложный период формирования цивилизованной рыночной экономики в России.

   А началось все для нашего коллектива с 4 декабря 1992 года, когда было заключено «Соглашение о сотрудничестве между Академией менеджмента и рынка и Орехово-Зуевским химико-экономическим колледжем» (в то время). Для нас были открыты широкие перспективы всестороннего развития.

   А уже 30 августа 1994 года Консультативный совет Академии менеджмента и рынка принял решение об организации на базе нашего колледжа первого в Московской области учебно-делового центра «САВВА» Морозовского проекта.

   Исполнительным директором УДЦ «САВВА» был назначен Столяров Андрей Станиславович - бывший выпускник Бизнес-Колледжа, выпускник МХТИ имени Д.И.Менделеева, окончивший оба учебных заведения с отличием, прошедший на заводе «Карболит» путь от технолога до начальника крупнейшего цеха. Обширные теоретические знания и богатый производственный опыт помогли ему в инновационном духе решать сложные проблемы, возникавшие в процессе становления учебно-делового центра «САВВА», превентивно отвечать на организационные потребности предпринимателей малого и среднего бизнеса в регионе.

   Географическое положение Орехово–Зуевского УДЦ на границе Московской, Владимирской, Рязанской областей, создание солидного интеллектуально-педагогического потенциала, опирающегося на современную учебно-материальную базу, привлекало внимание зарубежных партнеров, занимавшихся подготовкой кадров для приватизированных предприятий малого и среднего бизнеса.

   При активном содействии Академии менеджмента и рынка на базе Орехово-Зуевского Бизнес-Колледжа и Учебно-делового центра «САВВА» было обеспечено формирование региональной системы бизнес-образования путем организации уникального многопрофильного и многоуровнего учебно-делового комплекса объединяющего четыре уровня непрерывного образования:

   1. Школьный - в рамках «Школы молодого менеджера».
   2. Средне-профессиональный - в рамках Бизнес-Колледжа им. С. Морозова.
   3. Высший профессиональный – в рамках филиала института МИРБИС, работающего на базе Бизнес-Колледжа.
   4. Постдипломное образование - в рамках 20 программ УДЦ «САВВА» Морозовского проекта.

   Все это явилось одним из примеров реализации Национальной доктрины образования в России.

   Таким образом, инновационный проект, носящий имя Морозова и реализованный Бизнес-Колледжем имени Саввы Морозова на его родине в Орехово-Зуеве, в сложный переходный период внёс огромный вклад в развитие Подмосковья, в формирование рыночных отношений, в адаптацию населения к новым экономическим условиям хозяйствования.

Главная::Фотогалерея::Новости::Форум::Блог::Файловый архив::Гостевая книга::Карта сайта
free website clock бесплатные часы для сайта                                       Общественная некоммерческая организация "Морозовский Клуб"                                 Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS